Шахматы
Программа обучения.
Нулевая ступень.
- Названия и ходы фигур: ладья, слон, ферзь.
- Нападение, взятие (закрепление – игра «кто быстрее съест пешки», задания «дойди фигурой» (на пустой доске или через «лабиринт») и «съешь подряд пешки»; первая попытка объяснить ценность каждого хода, правило «рука отпущена – ход сделан», 2-3 примера, показывающих, что в шахматах есть возможность выбора).
- Король.
- Пешки (ход, взятие, превращение, взятие на проходе; игра одними пешками).
- Конь.
- Шах и мат (+способы защиты от шаха).
Первая ступень.
- Правильные названия фигур, «несуществующие правила», шах и мат (для начавших заниматься не с нуля).
- Шахматная доска.
- «Невозможный ход».
- Ценность фигур.
- Нападение и защита.
- «Не ходи по нападение!»
- Как выиграть материал (нападений на одно больше или нападение менее ценной фигурой (пешкой) на более ценную).
- Линейный мат ферзём и ладьёй.
- линейный мат двумя ладьями.
- Мат королём и ферзём.
- Пат.
- Мат королём и ладьёй.
Примечания.
Между пятой и шестой темами какое-то время дети играют «кто больше съест». Пока не появится потребность доводить партию до логического завершения.
Для тренировки части детей в умении видеть нападения возможна игра в «поддавки». Заранее обговаривается, что как только тренер скажет – с игрой в поддавки «завязываем».
Для тренировки умения думать перед ходом и видения нападений чужих фигур, когда есть возможность, используется игра «лабиринт с охраной».
Вторая ступень.
- «Детский» мат и защита от него.
- Рокировка.
- Проверка хода соперника. «Зачем соперник сделал ход, напал или нет?», «Допустил ли соперник ошибку?»
- Разделение партии.
- Что делать в начале партии.
- Типичные ошибки в дебюте.
- Размен – надёжный способ выиграть, имея большой перевес.
- Проходные пешки в окончании.
- Учимся правильно говорить ходы.
Третья ступень.
- Двойное нападение.
- Открытое нападение.
- Связка.
- «Геометрические» мотивы.
- Построения «слон с ферзём» и «ладья с ферзём» («батарея»).
- Уничтожение защиты.
- Отвлечение.
- Завлечение.
- Двойной шах.
- Ловля фигуры («капкан»)
- «Спёртый мат».
Четвёртая ступень.
- Окончания с большим перевесом.
- Окончания со значительным перевесом.
- Пешечные окончания.
- Слабые пешки.
- Окончания с лишним «качеством».
- Расчёт вариантов.
- Окончания конь или слон (с пешками и без) против пешек.
- Важность активности фигур.
- Легкофигурные окончания.
Пятая ступень.
- Взаимодействие фигур и фигур с пешками (общие сведения).
- «Хорошие» и «плохие» фигуры (общие сведения).
- «Хорошие» и «плохие» слоны. Взаимодействие слонов и пешек.
- Слабые поля.
- «Хорошие» и «плохие» кони. Централизация.
- Игра ладьями.
- Игра ферзём (безопасность расположения, ферзь в обороне, ферзь в атаке).
- Ферзь против двух ладей.
- Понятие об инициативе.
Далее (пока что без ступеней).
- Атака на нерокированного короля.
- Комбинация.
- Атака на короля при односторонних рокировках.
- Атака на короля при разносторонних рокировках.
- Разделение дебютов.
- Итальянская партия.
- Шотландская партия.
- Гамбиты.
- Испанская партия.
Учебный план ЧОУ Прогимназия «Белоснежка»