Шахматы

Программа обучения.

 

        Нулевая ступень.

  1. Названия и ходы фигур: ладья, слон, ферзь.
  2. Нападение, взятие (закрепление – игра «кто быстрее съест пешки», задания «дойди фигурой» (на пустой доске или через «лабиринт») и «съешь подряд пешки»; первая попытка объяснить ценность каждого хода, правило «рука отпущена – ход сделан», 2-3 примера, показывающих, что в шахматах есть возможность выбора).
  3. Король.
  4. Пешки (ход, взятие, превращение, взятие на проходе; игра одними пешками).
  5. Конь.
  6. Шах и мат (+способы защиты от шаха).

Первая ступень.

  1. Правильные названия фигур, «несуществующие правила», шах и мат (для начавших заниматься не с нуля).
  2. Шахматная доска.
  3. «Невозможный ход».
  4. Ценность фигур.
  5. Нападение и защита.
  6. «Не ходи по нападение!»
  7. Как выиграть материал (нападений на одно больше или нападение менее ценной фигурой (пешкой) на более ценную).
  8. Линейный мат ферзём и ладьёй.
  9. линейный мат двумя ладьями.
  10. Мат королём и ферзём.
  11. Пат.
  12. Мат королём и ладьёй.

Примечания.

Между пятой и шестой темами какое-то время дети играют «кто больше съест». Пока не появится потребность доводить партию до логического завершения.

    Для тренировки части детей в умении видеть нападения возможна игра в «поддавки». Заранее обговаривается, что как только тренер скажет – с игрой в поддавки «завязываем».

    Для тренировки умения думать перед ходом и видения нападений чужих фигур, когда есть возможность, используется игра «лабиринт с охраной».

        Вторая ступень.

  1. «Детский» мат и защита от него.
  2. Рокировка.
  3. Проверка хода соперника. «Зачем соперник сделал ход, напал или нет?», «Допустил ли соперник ошибку?»
  4. Разделение партии.
  5. Что делать в начале партии.
  6. Типичные ошибки в дебюте.
  7. Размен – надёжный способ выиграть, имея большой перевес.
  8. Проходные пешки в окончании.
  9. Учимся правильно говорить ходы.

Третья ступень.

  1. Двойное нападение.
  2. Открытое нападение.
  3. Связка.
  4. «Геометрические» мотивы.
  5. Построения «слон с ферзём» и «ладья с ферзём» («батарея»).
  6. Уничтожение защиты.
  7. Отвлечение.
  8. Завлечение.
  9. Двойной шах.
  10. Ловля фигуры («капкан»)
  11. «Спёртый мат».

        Четвёртая ступень.

  1. Окончания с большим перевесом.
  2. Окончания со значительным перевесом.
  3. Пешечные окончания.
  4. Слабые пешки.
  5. Окончания с лишним «качеством».
  6. Расчёт вариантов.
  7. Окончания конь или слон (с пешками и без) против пешек.
  8. Важность активности фигур.
  9. Легкофигурные окончания.

Пятая ступень.

  1. Взаимодействие фигур и фигур с пешками (общие сведения).
  2. «Хорошие» и «плохие» фигуры (общие сведения).
  3. «Хорошие» и «плохие» слоны. Взаимодействие слонов и пешек.
  4. Слабые поля.
  5. «Хорошие» и «плохие» кони. Централизация.
  6. Игра ладьями.
  7. Игра ферзём (безопасность расположения, ферзь в обороне, ферзь в атаке).
  8. Ферзь против двух ладей.
  9. Понятие об инициативе.

Далее (пока что без ступеней).

  1. Атака на нерокированного короля.
  2. Комбинация.
  3. Атака на короля при односторонних рокировках.
  4. Атака на короля при разносторонних рокировках.
  5. Разделение дебютов.
  6. Итальянская партия.
  7. Шотландская партия.
  8. Гамбиты.
  9. Испанская партия.

Наверх
  • Присоединяйтесь к нам: